Кран Маевского для чугунных радиаторов – это механический воздухоотводчик с ручной или автоматической регулировкой. Применяется для сброса повышенного давления в системе центрального отопления.
С его помощью можно быстро удалить воздушную пробку, препятствующую прохождению горячей воды через секции батареи. Повернув винт или ручку на торце прибора, спускают воздух из чугунного радиатора.

Первоначально прибор представлял примитивную конструкцию, предложенную минским сантехником Роевым в 1931 году. Через два года, устройство было модернизировано инженером Маевским и приобрело современный вид. За устройством для спуска воздуха из системы отопления, зарегистрированным, как запорный кран СТД 7073В, закрепилось народное название – кран Маевского.
Прочитав статью, вы узнаете, как устроен прибор и принцип его работы. Инструкция о том, как врезать кран Маевского на старых батареях из чугуна, поможет правильно выполнить его установку. Процесс развоздушивания батареи будет вам представлен, как пошаговая инструкция с фото и видео материалами. Также узнаете об отличии автоматической и ручной регулировки крана Маевского.
Устройство и принцип работы
Надо заметить, что краны Маевского бывают двух видов – это ручные и автоматические клапаны.

Чтобы понять, в чём заключаются особенности устройств и принципы работы, нужно рассмотреть их более подробно.
Ручной кран Маевского
Это довольно простое устройство, но вместе с тем это продукт, полученный путём изготовления на высокотехнологическом оборудовании с использованием новейших материалов. Металлопластиковый прибор представляет собой широкий цилиндр с внешней пластиковой оболочкой (обоймой), внутри которой находится металлическая гильза с внутренней и внешней резьбой.

Внутри гильзы установлен игольчатый запорный винт с выходящей наружу шестигранной головкой с прорезью под отвёртку. Сбоку на корпусе находится выходное сливное отверстие. Пластиковый обод можно поворачивать вокруг своей оси, устанавливая отверстие в удобное для слива воды положение.
Принцип работы заключается в том, чтобы сбросить воздушную пробку в винт вставляют отвёртку. Когда поворачивают запорную иглу против часовой стрелки на пол-оборота или на один оборот, происходит постепенное открытие входного калибровочного отверстия. Через него начинает выходить скопившийся в верхней части чугунной батареи воздух.
Автоматический кран Маевского
Установка крана Маевского автоматического принципа действия на старые чугунные батареи нужна в труднодоступных местах системы отопления или там, где нет постоянного присутствия людей. Это могут быть помещения междуэтажных переходов, подсобные помещения и т.п.

Устройство приспособления: 1. Ниппель. 2. Золотник. 3. Пружина. 4. Обойма золотника. 5. Крышка. 6. Поплавок. 7. Корпус.
Автоматический прибор представляет собой полый металлический цилиндр. Внутри него в верхней части на подвижном рычаге закреплён поплавок, в свою очередь он связан с клапаном. Принцип действия автомата заключается в том, что при скоплении воздуха поплавок опускается вниз под действием своей тяжести, тем самым открывая клапан.
Когда весь воздух выйдет наружу, восстановленный объём теплоносителя вернёт поплавок в исходное положение, который снова закроет выходное отверстие.

Особенности эксплуатации
На верхних этажах старых домов с чугунными батареями в начале отопительного сезона жильцам приходится сбрасывать воздух самостоятельно. Пользуясь отвертками, хозяева квартир сбивают шлицы винтов ручных кранов Маевского так, что дальнейшая их эксплуатация становится затруднённой.
В этом случае лучше приобрести специальный ключ, который полностью охватывает головку винта, не нанося ей повреждений. Также можно при покупке выбрать клапаны с поворотными пластиковыми ручками.

Иногда у входа в радиатор по ободу ручного или автоматического клапана возникает ржавая накипь. Это говорит о том, что резиновая прокладка повреждена, и её нужно поменять. Во время отопительного сезона это сделать трудно, если чугунная батарея не имеет своего вентиля для отключения от сети теплоснабжения.
Если протекание теплоносителя отсутствует, то с заменой прокладки можно подождать до весны. При плохой резьбе в заглушке радиатора вместо установки резиновой прокладки делают намотку из льняной пакли.
В старых чугунных батареях, где годами, а может десятилетиями не снимались заглушки можно обнаружить после их откручивания заржавленные входные резьбовые отверстия. Их чистят, смазывают минеральным маслом либо другой смазкой. Монтажную футорку вкручивают с намотанной льняной паклей.
Старую батарею нужно очистить от засоров из ржавчины. В весенне-летний период перед тем, как будет устанавливаться кран Маевского на чугунную батарею, радиатор снимают и выносят во двор. Все отверстия должны быть закрыть заглушками, кроме одного.
Радиатор ставят на ребро открытым отверстием вверх. В него заливают раствор из расчёта 200 гр. каустической соды на 10 литров воды. Выдерживают сутки. Раствор сливают. Промывают батарею горячей водой, желательно это сделать под напором. Очищенный радиатор возвращают на место.

Со временем выпускное отверстие в кране Маевского может забиться взвесями находящимися в горячей воде. Прочистить окошко можно булавкой или швейной иглой. Действовать нужно осторожно, чтобы не повредить калибровку отверстия. Чистку производят при открытом клапане.
Как выбрать
Краны Маевского выпускают с двумя размерами резьбы – это ½ и ¾ дюйма. Чтобы врезать клапан в заглушку чугунного радиатора, нужно проделать в ней резьбовое отверстие, совпадающее по размеру с резьбой воздухоотводчика. Сделать это можно в мастерской или своими руками при наличии соответствующего инструмента.
На рынке отопительных приборов можно приобрести ремкомплект с готовыми к врезке кранов Маевского заглушками (футорками). Нужно только подобрать соответствующий диаметр резьбы.

Есть воздушники с регулировочным винтом под отвёртку и ключ. Удобней пользоваться краном с поворотной пластиковой ручкой. Автоматические воздухоотводчики приобретают ЖЭКи и другие хозяйственные организации для установки в помещениях общественного пользования, зданиях и сооружениях. Их редко врезают в чугунные батареи.
Установка «Маевского» на чугунный радиатор

Устанавливают кран Маевского на чугунную батарею в верхней её части, врезав в заглушку с одной из сторон радиатора. Поступают следующим образом.
- Перекрывают запорную арматуру (краны) на трубах подачи и возврата теплоносителя.
- Если краны на трубах отсутствуют, то придётся дожидаться окончания отопительного сезона.
- Подставив миску или подходящую ёмкость для сбора воды, приступают к съёму заглушки.
- В верхней части батареи с противоположной стороны входа трубы разводным ключом отворачивают крышку.

- Если крышка не поддаётся, то её обстукивают со всех сторон молотком.
- Паяльной лампой выжигают старую краску.
- Можно сдвинуть заглушку по резьбе, ударяя молотком по зубилу в торец крышки.
- В щель по кругу заглушки вводят универсальный спрей WD-40, который способен разъединить заржавленные резьбовые соединения.
- Покачивая вправо-влево крышку разводным ключом, постепенно её выворачивают из гнезда батареи.
- Освободившееся посадочное место и внутреннюю резьбу очищают металлической щёткой от грязи и ржавчины. Иногда это делают с помощью круглой щётки, вставленной в дрель.
- Из набора берут футорку и кран Маевского.

- Резьбу футорки уплотняют ФУМ лентой или льняной паклей.

- Заглушку ввинчивают в посадочное отверстие в батарее.
- Резьбу на кране оборачивают ФУМ лентой или льняной паклей.
- Намотку из пакли смачивают водой или пропитывают герметиком – пастой «Унипак».
- Кран Маевского ввинчивают гаечным ключом в футорку.

На этом установка крана Маевского на чугунную батарею завершается.

Как спустить воздух
Спускают воздух через кран Маевского вручную. Делать это надо, когда на ощупь батарея становится холодной в верхней части. Поступают следующим образом.
- Головку крана поворачивают таким образом, чтобы отверстие было обращено вниз, иначе струя воды будет заливать всё вокруг.
- Под клапан подставляют ведро или какую-либо ёмкость.
- Ручкой отворачивают игольчатый клапан, пока не зашипит воздух.

- Появится вода, которая вместе с воздухом образуют прерывающую струю.
- Выдерживают клапан открытым, пока не появится сплошная струя вода без шипящего звука.

- Кран закрывают и тактильно проверяют его сухость.
- Через некоторое время операцию повторяют.
- Если сразу пойдёт сплошная струя воды, то на этом считают спуск воздуха законченным.

Причины завоздушивания отопительной системы
Воздушная пробка в чугунных батареях может создаваться по разным причинам. Вот самые наиболее распространённые из них:
- с наступлением отопительного сезона при подаче горячей воды могут образовываться воздушные пробки в верхних частях радиаторов;
- после ремонтных и монтажных работ остаётся воздух в отопительных приборах;
- в многоэтажных домах воздух в системах отопления поднимается вверх и скапливается в батареях на последних этажах;
- воздух начинает скапливаться кроме верха внизу и в других частях батареи из-за загрязнённости секций радиатора.
Отличие автоматической и ручной регулировки клапана
Автоматический кран Маевского относится к саморегулирующим приборам неразборного типа.
При засоре и поломке устройства его меняют на новый прибор. По этой причине автоматы не пользуются популярностью. Их стараются устанавливать только в крайней необходимости.
В случае отказа ручного крана Маевского регулировку производят при полностью отключённой чугунной батарее от теплоснабжения. Кран выкручивают, и с тыльной стороны прочищаю обычной швейной иглой входное отверстие.
Если есть возможность, клапан в открытом состоянии продувают с помощью воздушного компрессора. После этого кран возвращают на своё место, и восстанавливают подключение батареи.
Заключение
Появление крана Маевского буквально спасло от повального демонтажа старые чугунные батареи. После прихода капитализма в экономику страны период бесхозяйственного расходования воды окончился.
Спуск воздуха из чугунных батарей сопровождался сливом большого количества теплоносителя. Применение универсального воздухоотводчика позволило производить сброс воздушных пробок с мизерным расходом воды.
